Проектная деятельность "Народное творчество"
(подготовительная к школе группа)
Федотова Елена Евгеньевна,
воспитатель ГБДОУ центр развития,
ребёнка детский сад 114
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Фольклор - народное творчество, чаще всего устное, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, идеалы, принципы, создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, , сказки, эпос), танец, архитектура, изобрразительное и декоративно-прикладное искусство. Поставив перед собой задачу ознакомления детей с устным народным творчеством, некоторыми видами декоративно - прикладного искусства, мы хорошо понимаем, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа. Обратиться к истокам помогает фольклор - ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт.Реализация проекта "Народное творчество" позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющего успешность его развития в дошкольный период детства. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое.воспитатель ГБДОУ центр развития,
ребёнка детский сад 114
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Актуальность проекта
Русское народное творчество имеет огромное значение в воспитании
всесторонне развитого человека.
Участие детей в проекте, поможет максимально обогатить и обобщить их знания и представления о старинных русских народных промыслах «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Хохлома». Будет способствовать становлению национального самосознания детей, ощущения принадлежности их к культуре русского народа, будет воспитывать познавательный интерес к культуре русского народа, чувство восхищения результатами творчества русских народных умельцев.
Цель проекта:
Становление национального самосознания детей, изучение культуры русского народа.
Формирование познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с русскими народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности посредством росписи, лепки.
Развитие творческого потенциала; проявление самостоятельности, инициативы, индивидуальности и творческой активности; развитие интереса детей к русскому народному декоративно – прикладному искусству, как к одному из видов изобразительного искусства;
Развитие у ребёнка ручной ловкости и элементарных графических умений, столь необходимых для освоения письма.
Задачи:
⦁ формирование интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям труда;
⦁ формирование умения видеть прекрасное в жизни и передавать его в своих творческих работах;
⦁ развитие творческой и трудовой активности, художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям.
Методы обеспечения:
⦁ Поисково – исследовательские наблюдения.
⦁ Игровая деятельность.
⦁ Занятия.
⦁ Беседы.
Ожидаемые результаты:
⦁ У детей сформированы знания о русском - народно прикладном творчестве, русской народной игрушке.
⦁ Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность;
⦁ Укреплены семейные связи.
⦁ Индивидуально личностный рост ребенка через восприятие эстетического красивого мира русской народной игрушки.
Формы работы по реализации проекта:
⦁ Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности,
⦁ Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.
⦁ Организованная образовательная деятельность включает в себя:
⦁ Игры, направленные на всестороннее развитие ребенка;
⦁ Создание педагогических ситуаций;
⦁ Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций;
⦁ Продуктивная деятельность.
Работа с родителями:
Консультация для родителей : «Значение русского народного творчества в воспитании детей».
Сегодня очень актуальна тема нравственно-патриотического воспитания детей. В связи с этим с малых лет детей знакомят с народными традициями, обычаями, историей своего народа. Живя в России, мы должны познакомить наших детей с традициями, обычаями русского народа, культура которого многогранна.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой.
Консультация для родителей «Роль родителей в возрождении русских традиций» :
Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Список литературы:
Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа. - СПБ.: Детство-Пресс, 2012. - 416 с.
Бударина Т.А., Корепанова О.Н., Куприна Л.С., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 400 с.
Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 160 с.
Даль В.И.Пословицы русского народа. - М.: АСТ, 2008. - 752 с.
Дмитриева В. 1000 стихов, считалок, скороговорок, пословиц для чтения дома и в детском саду. - М.: Астрель, Полиграфиздат, Сова, 2012. - 496 с.
Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор: Учеб. пособие. - М.: Флинта, 2002. - 320 с.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / Уч.-метод. пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 304 с.
Немеровский В.М. Народное творчество в системе ДОУ - школа - вуз / В.М. Немеровский, А.А. Барканов. - Псков: Гименей, 2006. - 204 с.
Ревенок Т. Программа «Весточка» по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа / Т.Ревенок// Дошкольное воспитание. - 2011. - №4. - С. 24-30.
Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…: Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 208 с.
Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 128 с.
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. и др. Волшебный мир народного творчества. В 2 частях. Часть 1 и 2. - М.: Просвещение, 2012. - 80 с.
Аверьянова, А. П. Изобразительная деятельность в детском саду / А. П. Аверьянова. - М. : Мозаика-Синтез, 2001. - 135 с.
Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В. П. Аникин. - М. : Вече, 1999. - 139 с.
Богатеева, З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях : метод. пособие / З. А. Богатеева. - М. : Просвещение, 1986. - 112 с.
Ватаман, В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры : метод. пособие / В. П. Ватаман. - М. : Просвещение, 2008. - 213 с.
Зимин, В. И. Пословицы и поговорки русского народа / В. И. Зимин, А. С. Спирин. - М. : «Сюита», 1996. - 69 с.
Куприна, Л. С. Знакомство детей с русским народным творчеством : учеб-метод. пособие / Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова - СПб. : Детство-Пресс, 1999. - 234 с.
Соловьева, Е. В. Наследие. И быль, и сказка… / Е. В. Соловьева. - М. : Обруч, 2011. - 158 с.
edocs}https://2023.aneks.center/static/user_files/34879_user/1637741951_619df57f2ae4a.docx,800,600,link{/edocs}